Новости партнёров:



Защитное заземление

Для управления прокатным станом на металлургическом заводе была изготовлена особая площадка, размещаемая на возвышении. В действие прокатное оборудование приводили несколько мощных электродвигателей. С помощью нескольких ручных контроллеров производилось управление электродвигателем. Чтобы избежать травмы от электрического тока, была необходима чрезвычайная осторожность, так как двигатели работали при напряжении 550В. Все детали электрооборудования в связи со сложностями эксплуатации должны были быть изготовлены из металла. Площадка, которая была упомянута выше, тоже была полностью сделана из металла. Штурвалы контроллеров были металлическими, сами контроллеры имели металлическое покрытие. Лестница, поручни, пол площадки, и табурет для рабочего, обслуживающего это оборудование – всё было сделано из металла.

Для того, чтобы между отдельными частями оборудования не возникло разности потенциалов, все части имели электрически надежное взаимное соединение и заземление.

Обслуживавший оборудование рабочий в июне ушел в отпуск, на его место поставили работать его коллегу. Все шло хорошо до тех пор, пока в один из рабочих дней вальцовщики не обнаружили его мёртвым на рабочем месте. Всего лишь несколько часов он обслуживал оборудование, затем рабочими цеха было замечено, что никто не управляет агрегатом. Поднявшись на площадку, они увидели лежавшее тело на полу, рука его находилась на штурвале контроллера агрегата. Смерть констатировал врач завода, явившейся результатом травмы, полученной от электрического напряжения.

Длительное время оставалось не разгаданным это событие – как на столь-хорошо защищенном от электрического напряжения рабочем месте могла быть получена травма со смертельным исходом? Проверялось заземление всей площадки, было установлено переходное сопротивление равное всего лишь 0,22 Ом относительно земли. Также был произведен замер сопротивления всех предметов и частей агрегата, всего, что находилось на площадке относительно друг друга затем относительно земли. Всё указывало на то, что защита от электрического тока находится в полном порядке. Хорошо заземлен был и штурвал, который судорожно сжимал в своей руке покойный. Рабочие цеха проводили в последний путь своего товарища, но это обстоятельство, которое произошло в момент его гибели осталось не выясненным.

Тем не менее, загадка была разгадана несколько месяцев спустя, когда на завод прибыли представители официального контрольного органа для полного осмотра электрооборудования. Штурвал через подшипники вала контроллера был хорошо заземлен. Все же в обоих подшипниках, которые случайно были забиты грязью и пылью со смазочным маслом, образовались зазоры. Между корпусом контроллера и штурвалом в таком положении электрическая цепь полностью нарушалась, а следовательно нарушалось и заземление. От того, что изоляция между валом и контактом обладала в определенном положении вала сравнительно высокой проводимостью, то на штурвале появилось напряжение соприкосновения свыше 300В.

Как правило, нулевая точка обмотки трансформаторов в трехфазных сетях электрического тока, напряжением 500В, 220В и 120В, не выводится и не заземляется. Отчего приборы, электромашины и различные другие потребители, питающиеся от этих сетей, не могут иметь нулевую защиту, они должны быть оснащены защитным заземлением. Недалеко от рабочего места в землю на расстоянии одного двух метров необходимо уложить какой-либо заземлитель в виде металлических плит стержней или же полос. Затем соединить его со всеми металлическими предметами, которые при нормальных условиях не находятся под напряжением, но при случае повреждения изоляции могут попасть под напряжение. Однако если же электрооборудование находится в подвижном состоянии, то провод, проводящий заземление не должен воспрепятствовать этой подвижности, и в этот момент он также не должен ставить под угрозу соединение с землей. Нормы эксплуатации подъемных лифтов и кранов требуют неукоснительного введения четвёртого заземляющего провода, в наличии которого катки крана и его мост будут надежно и постоянно заземлены даже во время движения.

Проводимость контакта у нового оборудования всегда бывает достаточной. Тем не менее, у старого и более изношенного оборудования контакт, проходящий через подшипники, не имеет значительной гарантии. Вследствие чего рекомендуется проводить заземление металлических рычагов, штурвалов и различных скоб через трущийся диск, установленный на валу, с помощью гибкого провода или пружины.


electrokiber.ru © Все права защищены. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна